Previous Entry Share Next Entry
НЕ ПРИДУМАННЫЕ АФОНСКИЕ ИСТОРИИ
orlov74 wrote in studio_neophyte
ATHOS-1941-(1)


Когда Болгария заключала военный союз в гитлеровской Германией, то в качестве условия попросила себе во владение Афон. Греки были в ужасе - решили, что долго при болгарском правлении им не протянуть.
Что делать?
Отец Василий Кривошеин ( в 1942—1945 годы был антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944—1945 годы также входил в состав Эпистасии (административного органа Афона) предложил написать Гитлеру письмо.
Выглядело оно, примерно, так: «Ваше превосходительство. Узнав о том, что Вы стремитесь к возрождению Римской империи, доводим до Вашего сведения, что цезари Нового Рима почитали за честь лично покровительствовать Святой горе… и т.д.»
Гитлеру понравилось, и он прислал на Афон охрану, которая, действительно, всю войну охраняла Афон. Вместе с военными приехали и немецкие археологи.
Есть легенда о том, что один из них дерзнул взять на исследование сукровицу со щеки Божией Матери - с Ее Иверской иконы(!).
И анализ показал, что это сгусток настоящей, человеческой крови. Четвертой группы.
Не станем фантазировать на тему группы крови Спасителя, ибо важно не это, а то, что незримо через Таинство Евхаристии частица Честного Тела и Крови даруется нам по милости Божией и по нашей Вере, во Спасение!


После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25-9-47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимонова монастыря монах Василий (Кривошеин). Ему инкриминировали подписание среди прочих антипросопов письма канцлеру Германии Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 70-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. (…) Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они – органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее».

И хотя монах Василий вплоть до 1955 года боролся за восстановление справедливости, за снятие с себя ложных обвинений, до самой его смерти в 1985 году он не получил удовлетворительного ответа на эти вопросы.


[Далее 33 фото 1941г....]

5

Архиепи́скоп Васи́лий (в миру Все́волод Алекса́ндрович Кривоше́ин; 17 июня (30 июня) 1900, Санкт-Петербург — 22 сентября 1985, Ленинград) — епископ Русской Церкви, проживавший в Западной Европе; c 31 мая 1960 года архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Учёный-патролог.

В 1925 году совершил паломничество на Афон, после которого остался послушником в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

24 марта 1926 году был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 5 марта 1927 году — в мантию с именем Василий. Всего прожил на Афоне 22 года. В 1929—1942 годы был монастырским секретарём, с 1937 года — соборным старцем (членом монастырского собора). В 1942—1945 годы являлся антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944—1945 годы также входил в состав Эпистасии (административного органа Афона).

Изучил греческий язык, во время пребывания на Афоне занимался научной работой. Как монастырский секретарь-грамматик, а впоследствии полномочный представитель (антипросоп) Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы, был допущен к афонским архивам древних рукописей. Опубликовал исследование «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (издано в Праге в 1936 году в ежегоднике Seminarium Kondakovianum; переведено на английский и немецкий языки), после чего приобрёл международную известность как учёный-патролог. Видел значение трудов св. Григория Паламы для православного богословия в том, что он «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях… подвел неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви». Защищал эти труды от критики со стороны некоторых католических учёных.

Выступил против ограничительных мер греческих властей, которые препятствовали приезду на Афон монахов, имеющих иностранное гражданство, в частности, русских беженцев. В результате в сентябре 1947 года был вынужден покинуть Святую Гору, продолжая официально числиться в братии Свято-Пантелеимонова монастыря.


Фото: 1941г. Немецкая археологическая миссия

1.
Image00001

2.
Image00002

3.
Image00003

4.
Image00004

5.
Image00005

6.
Image00006

7.
Image00007

8.
Image00008

9.
Image00009

10.
Image00010

11.
Image00011

12.
Image00012

13.
Image00013

14.
Image00014

15.
Image00015

16.
Image00016

17.
Image00017

18.
Image00018

19.
Image00019

20.
Image00020

21.
Image00021

22.
Image00022

23.
Image00023

24.
Image00024

25.
Image00025

26.
Image00026

27.
Image00027

28.
Image00028

29.
Image00029

30.
Image00030

31.
Image00031



?

Log in

No account? Create an account