Previous Entry Share Next Entry
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ. Питер Брейгель Старший Битва Масленицы и Поста
orlov74 wrote in studio_neophyte
Bitva_posta_i_maslenicy_1559

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ

Питер Брейгель Старший
Битва Масленицы и Поста, 1559
Дерево, масло. 118 × 164,5 см
Музей истории искусств, Вена

Hi-res тут



В работах Брейгеля, созданных в конце 1550-х годов, заметен интерес к народной тематике. Идеи и методы ренессансного искусства соединились в творчестве художника с национальными традициями. При создании многих своих картин мастер использовал старинные притчи и сказания, пословицы и поговорки. Стихия народной жизни пронизывает полотно "Битва Масленицы и Поста" (1559). В этом произведении Брейгель впервые направил свое внимание не на изображение природы, а на человеческую толпу, динамичную и живую.

В последний день карнавала в нидерландских городах и селах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Наступал торжественный момент, и все высыпали на улицу. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II, издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем.

Художник изобразил площадь в небольшом фламандском городке, где собрались представители разных социальных слоев. Монахи, торговки, нищие, ряженые и обычные праздные горожане гуляют по площади, заходят в лавки, выглядывают из окон своих домов.
А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица - пузатый толстяк в колпаке, увенчанном миской, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. Воплощение Поста - худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке. На ней сиротливо лежат две селедки. Монах и монашка с усилием тащат за веревки экипаж Поста - доску на колесиках. Интересно, что на картине Брейгеля сторонники Масленицы - сплошь тучные и объемные люди, а из свиты Поста - худые.
Изображая праздник во фламандском городке XVI столетия, художник остается верен своим взглядам на природу и человека. Некоторые исследователи полагают, что, подобно многим своим соотечественникам, он уподоблял человеческое общество муравейнику, в котором каждая особь, считающая свои дела важными и значительными, на самом деле мала и ничтожна. Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. В ее основе лежало представление о том, что все планеты - грандиозные живые существа, а люди и животные - всего лишь мелкие паразиты, ведущие никчемное существование на коже этих существ.

Возможно, подобная мысль и могла бы прийти в голову художнику, но думается все же, что изобразить последний день карнавала по-настоящему веселым, каким он должен был быть, ему не позволили тягостные раздумья о тех страданиях, которые стали уделом его народа. Страшным напоминанием об этом оставались виселицы, расставленные в каждом городе и деревне. Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Поэтому так много на площади калек и убогих. Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Есть и фигуры откровенно мрачные: вот из храма выходит процессия в черных одеяниях, две худые старухи волокут ящик на колесах с телом покойника. Позднее хозяин картины закрасил изображение покойника, но очертания человеческого тела все еще можно разглядеть сквозь темный слой краски.
C. Aндpoнoвa

.......................

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).


?

Log in

No account? Create an account