Previous Entry Share Next Entry
Перепись в Вифлееме (Pieter Bruegel de Oude)
orlov74 wrote in studio_neophyte
31.1.Перепись-в-Вифлееме-(1566)-(115.5-х-163

Перепись в Вифлееме (1566 г)

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель) — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»)

[Фрагменты....]

Лк.2:1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
«В те дни» — выражение неопределенное, но по связи с предыдущим можно полагать, что оно означает время, когда родился Иоанн Креститель.
«Вышло повеление» — был издан указ.  Речь идет, собственно, об издании или обнародовании указа в Иудее: в Риме он стал известен раньше.
«От кесаря Августа», т.е. от римского императора Августа (впоследствии имя Август — «священнейший» — стало общим прозвищем римских императоров). Первоначально Август назывался просто Октавианом.
«Сделать перепись», т.е. описание лиц и предметов, на которые налагался государственный налог (подати и пошлины). При этом описании, как можно заключать из 2-го стиха, где это описание поставлено в одной линии с цензом Квириния, делалось внесение известных, подлежащих налогу, лиц в особые податные книги.
«По всей земле», — точнее: по всей вселенной (πᾶσαν τὴν οἰκουμένην). Здесь подразумевается вся Римская империя; римские императоры носили титул «владыки вселенной».

Библия – комментарии и толкования
профессор А. П. Лопухин

Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. Все картины Питера Брейгеля этого периода творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего, и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегис­трироваться, должен был вернуться в свой родной город. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие. Собственно, на картине Питера Брейгеля Старшего участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Картина «Перепись в Вифлееме» — яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись. Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета — как и других в его картинах — состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Такая трактовка главных персонажей и главного действия той или иной истории Евангелия характерна для Брейгеля. В своей картине художник рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет – осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол — животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент – пилу, традиционный атрибут Иосифа. Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас. Факт создания художником Питером Брейгелем, быть может, первых религиозно-исторических и одновременно бытовых картин на современный автору сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма.
Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.

История искусства



1.
3

2.
4

3.
6

4.
5

5.
7

6.
8

7.
88



?

Log in

No account? Create an account